Ирина Муравьева: «Гастроли, как вдохновение!»

ImageВот уже не в первый раз Пермь навещает известная многим актриса Ирина Муравьева. В составе труппы Малого академического театра, она приняла участие в спектакле «Священные чудовища», поставленном перед жителями Перми в рамках проекта «Лучшие театры России – городу Перми». Сюжет спектакля повествует о частной жизни знаменитых артистов, о том, что происходит за занавесом, об отношениях представителей разных возрастов и, наконец, о любви. Перед началом спектакля Ирина Вадимовна дала интервью для нашего сайта.

- Пожалуйста, поведайте больше о спектакле, с которым вы приехали в Пермь. Как лично вы видите смысл постановки, какое значение имеет она для вашей творческой жизни?

- Понимаете, я живу на свете уже довольно давно. С этим спектаклем я наконец дождалась роли, которая, как никакая иная подходит мне в силу возраста. На самом деле это мечта любой актрисы – играть подходящую по возрасту роль. К тому же, данная роль является драматичной, а не легкомысленной, комедийной. И это также мне весьма импонирует. Что же касается смысла спектакля, то я не стану озвучивать свои мысли по этому поводу. Каждый зритель сам увидит то, что ему хочется и сделает свои выводы.

- Есть мнение, что для артистов Малого академического театра гастроли по стране всегда являлись важным событием, имевшим большое значение. Так ли это на самом деле? Как вы сами относитесь к гастролям, чего ожидаете от аудитории?

- Ожидаю, конечно, подарков, - отшучивается Муравьева. Разумеется, гастроли и выступления перед публикой иных городов весьма важны не только для наших артистов, но и для всех артистов вообще. Впрочем, следует делать разницу между понятиями театр и актеры. Сам театр напоминает некий большой организм, всегда питавшийся актерами именно из провинции, переманивал их, приглашал к себе.

Отрывок из спектакля:

Для меня же, любой выезд всегда является большим событием и подлинным праздником. Гастроли вырывают из повседневной рутины, навевают подъем, вдохновение. И я, разумеется, горжусь тем фактом, что наш Малый театр принимает участие в проекте «Лучшие театры России». Я всегда считала и продолжаю, что Малый театр действительно является лучшим, и не испытываю ни малейших сомнений на этот счет.

- «Священные чудовища» повествуют о проблемах отношений между артистами разных поколений. А как у вас лично происходит общение с начинающими актерами? Имеются ли у вас ученики, с которыми вы хотели бы поделиться секретами мастерства?

- К сожалению, мое мастерство не интересно молодым актерам. Они, как известно, отрицают любые тенденции прошлых лет. Подобно детям, которые со временем освобождаются от попечения родителей и строят свою жизнь самостоятельно, но и в корне иначе, в конечном итоге, рано или поздно приходят к такому же образу жизни, что была и у родителей.

Сегодня же существенная проблема молодых актеров состоит в том, что они не хотят обращаться к опыту прошлых эпох, всерьез считая, будто бы являются в театре первыми. Желают все делать по-своему, переписать заново, а ведь это – большая ошибка. Традиции необходимо продолжать, а не закрывать на них глаза. Конечно, искать что-то новое это стремление похвальное, но ведь невозможно построить что-либо, не отталкиваясь от основы, от прежних наработок. Но, полагаю, эта мысль дойдет и до молодых актеров со временем – ведь в конце концов, были молодыми и мы, и точно также многое отвергали.

И все же, несмотря на общие тенденции, есть талантливые представители и среди молодого поколения. Есть и такие, которые сильно радуют меня лично.

- Что вы считаете насчет экспериментов в сфере театра? Интересен ли вам режиссер Эдуард Бояков, который жил и работал здесь же, в Перми?

- Прошу понять, я уже вышла из возраста, когда хочется открывать для себя нечто новое. У меня за плечами немало лет изучения театрального искусства, и сегодня просто не хватает времени для изучения чего-то еще. Подобно той молодежи, о которой мы говорили выше и которая отрицает все старое, так же и я отрицаю все новое. Разумеется, не все вообще, но многое из него.
Я не люблю новомодных тенденций. Все эти инсталляции, эпатаж – они искажают суть театра по моему мнению. Конечно же, допускается обрабатывать классические произведения и подавать в соответствии с собственным видением, но это нужно делать разумно. Эпатаж же – он не для меня.

- Успели ли вы познакомиться с городом, что удалось вам увидеть в Перми?

- К сожалению, я видела лишь ледовый городок, да и тот – издалека. Увы, на гастролях не хватает свободного времени для прогулок. Сегодня мы прибыли в город в пять утра. Для нас самое главное – это театр.