Ирина Муравьева не ощущает себя «чудовищем»

Вновь, после долгих семи лет, Челябинск встречает артистов Малого академического театра. Увы в этот раз театралы увидят не полноценные гастроли, а лишь единичный спектакль, зато его можно назвать премьерным. Речь идет о «Священных чудовищах» Кокто, который впервые был поставлен в октябре 2012 года. Кроме того, что пьесу написал столь известный автор, спектакль примечателен также и тем, что в нем участвует народная артистка Ирина Муравьева, играющая главную роль собственно «чудовища».

В этом слове нет негативных сторон – так сам Кокто называл знаменитых актеров прошедших времен.

- Нет, не Кокто, а один из действующих лиц спектакля, - поспешила уточнить Ирина Вадимовна, согласившаяся дать интервью корреспонденту «Вечерки» непосредственно перед началом гастролей.
Именно театральным актерам посвящена данная пьеса Кокто. Ее сюжет во многом схож с «Театром» Моэма: в нем показан классический любовный треугольник – известная прима, ее элегантный муж, и молодая любовница последнего, однако же опыт и талант все еще способен удержать свои позиции. Однако налицо и отличия от произведения Моэма. Вкратце, сюжет таков: как-то раз после очередного спектакля, в гримерную комнату знаменитой актрисы Эстер заходит малоизвестная Лиан, еще не снискавшая популярности, и рассказывает старшей коллеге, что она – любовница ее мужа Флорана. Это утверждение не является правдой, но те чувства, с которыми оно было озвучено, произвели впечатление на примадонну: Эстер делает Лиан своей ученицей. Это приводит к описанной выше картине: между Флораном и Лиан все-таки вспыхивает страсть, тогда как Эстер отходит на задний план, однако лишь с тем, чтоб триумфально вернуться через какое-то время.

Режиссером, поставившим этот спектакль явился молодой но талантливый Антон Яковлев. В своей беседе с журналистами он сказал сразу, что изначально хотел видеть Ирину Муравьеву в роли Эстер и не единожды говорил с ней об этом, хотя сама народная артистка отрицает эти слова.
- Действительно, Яковлев предложил данную пьесу Малому театру. Мы, в свою очередь, уже какое-то время думали о чем-то похожем и он сильно нас выручил, предложив «Священных чудовищ». Мне самой очень понравилось это произведение, но советов я никаких не давала, - заявила сама Ирина Вадимовна.

В любом случае, Муравьева приняла роль Эстер. Многие театральные критики полагают, что данная роль уместна для нее как никакая другая, что эта роль – действительно ее. Роль великой артистки и ее личной жизни. Ирине Вадимовне не нужно рассказывать, как следует играть великих артистов, ведь она и сама является таковой. Кроме того, та атмосфера, что наполняет пьесу Кокто хорошо ей знакома, ведь она напоминает ее собственное театральное прошлое, еще советскую эпоху и трепетное отношение людей к театру в те времена. Времена, когда даже молодые люди собирали изображения знаменитых артистов, обменивались фотографиями и открытками со Светличной, Дорониной и другими. Сегодня же многие известные актеры тех лет постепенно отходят в прошлое, превращаясь, если уж не дословно в «чудовищ», то, по крайней мере, уподобляются неким идолам.

Хотя Ирина Муравьева считает иначе. – Так происходит лишь в пьесе! Я же, отнюдь не считаю себя «священным чудовищем», да и почему я должна? – восклицает актриса.

- Ведь вы помните иную эпоху театра, прошлые времена. Разве вы не испытываете к ним ностальгии?

- Вовсе нет. Тогда была другая страна, были и другие реалии, - отвечает Ирина Муравьева.